Коррекционная программа для детей с синдромом Дауна

Синдром Дауна

– это геномная патология, характеризующаяся наличием тройной хромосомы (трисомией) в 21 паре. Впервые был описан Джоном Дауном в 1866 году и имеет код по МКБ 10 — Q90. Риск рождения больного ребенка рассчитывается при дородовой диагностике еще на 11-14 неделе беременности. Главными признаками наличия заболевания является характерные внешние черты, отставание в умственном и физическом развитии.

korrekciya-dlya-sindroma-dauna-2

Причины появления синдрома

Известно несколько причин развития синдрома. В данный момент выделяют три основные:

1) Рождение ребёнка от родителей, старше 45 лет.

После достижения этого возраста шанс родить ребёнка с подобным заболеванием увеличивается почти в 2 раза. Причём более важную роль играет возраст матери. Чем раньше женщина родит ребёнка, тем меньше вероятность, что у него проявится синдром Дауна.

2) Родовая наследственность.

Синдром Дауна редко передаётся по наследству, но такие случаи всё же бывают. Поэтому, если в семье имеется родственник с этим заболеванием, шанс, что оно передастся ребёнку выше, чем у других семей.

3) Родственные браки.

В родственных браках шанс рождения ребёнка с синдромом Дауна очень высок. Именно по этой причине во многих странах они запрещены.

Симптомы у новорождённых

Существует ряд признаков заболевания, проявляющихся при рождении. Перечислим наиболее характерные:

  1. плоское лицо;
  2. череп округлой формы;
  3. вертикальная кожаная складка в области глаз;
  4. приоткрытый рот с вытянутым языком;
  5. утолщены затылок и переносица;
  6. укороченная шея;
  7. укороченный или скривлённый мизинец.

korrekciya-dlya-sindroma-dauna

Воспитание ребёнка

Есть несколько важных правил того, как правильно заботиться о ребёнке с данным заболеванием.

1. У детей с синдромом Дауна хорошо развит навык подражания.
Чтобы научить их самостоятельности, нужно создавать ситуации, позволяющие им наблюдать за вашими действиями. Это может помочь им в будущей жизни.
2. Разучивайте с ребёнком разнообразные стихи, считалки, скороговорки и т.д.
Это поможет устранить дефекты речи.
3. Комментируйте свои действия.
Если видите, что ребёнок за вами наблюдает, опишите свои действия простыми предложениями.
4. Обычно дети с этим заболеванием очень чувствительны к музыке.
Им нравится прыгать, хлопать в ладоши, просто совершать какие-либо движения в такт музыке. Поэтому стоит как можно чаще включать такому ребёнку музыку.
5. Не следует забывать о регулярном визите к врачам.
Регулярные обследования помогут заблаговременно выявить изменения в состоянии ребёнка, что в будущем позволит максимально сократить неприятные последствия.

При должном уходе ребёнок с этим заболеванием станет полноценным членом общества.

Программа развития детей

Психологи разработали коррекционные программы, позволяющие адаптироваться больному ребёнку.

  • Методика ОДН (формирование основных двигательных навыков).
  • Коррекционная программа Портаж.
  • Верховая езда.
  • Дельфинотерапия.
  • Коррекционная программа Маккуэри.
  • Канистерапия.

Формирование основных двигательных навыков

Программа предназначена для развития двигательных функций у детей. Педагог выявляет нарушения в развитии. Составляет определённый план занятий с активным участием родителей. Точно подбирает некоторые виды занятий, способствующие развитию деятельности малыша. С помощью тестирования определяет дальнейшие рекомендации, способные улучшить двигательные функции. Данная программа позволит научить ребёнка активно двигаться. В результате особенные дети не будут отличаться от своих сверстников.

Коррекционная программа Портаж

Коррекционная методика создана для работы с семьями, у которых имеются дети-инвалиды. Специалист посещает в назначенное время больного. Обучает родителей правильному общению с ребёнком, знакомит малыша с предметами обихода. У детей со временем развивается речь, нормализуется слух, улучшается активность движений.

Верховая езда

Лечебная верховая езда считается лучшей эффективной терапией. Иппотерапия нормализует обмен веществ в организме. Во многих странах применяют для реабилитации больных с ограниченными возможностями. На протяжении длительных тренировок у пациента стабилизируется координация движений. Положительно влияет на психологическое состояние. Ребёнок начинает доверять окружающим людям. Исчезает чувство страха.

Дельфинотерапия

Терапия с дельфинами считается одной из самых главных методик для лечения больных детей. Эффективность данного метода имеет подтверждение во многих странах. Наблюдается активная деятельность головного мозга. В процессе общения дельфины создают определённые звуки, которые способны восстановить слух и речь у детей. Активизируют эмоциональное состояние и активность движений.

Коррекционная программа Маккуэри

Программа Маккуэри родом из Центра «Даун Синдром» Университета Маккуэри. Задача методики – полное раскрытие всех возможностей ребенка. Это достигается путем проведения занятий по решению задач состоящих из небольших блоков – ступенек.  «Маленькие ступеньки» — так по другому называется программа по планомерному развитию особенных детей в их первые годы жизни.

Важно понимать, что данная программа является обучающей, а не лечащей.

Дети с особенностями в развитии постепенно, шаг за шагом овладевают теми навыками и умениями которые готовы воспринять. С малышами по обучающей индивидуальной программе разработанной педагогами Центра занимаются непосредственно их родители.
korrekciya-dlya-sindroma-dauna-3
Обучение проходит дома, а ступени, которые преодолевает малыш, со временем решая поставленные задачи и составляют его обучающую программу.

Программа под каждого ребенка разрабатывается индивидуально. 

Объем программы зависит от того, чему готов научиться ребенок. Важно и то, сколько времени могут посвятить родители процессу обучения, какие возможности у них есть. Программа «Маленькие ступеньки» устроена таким образом, чтобы помогать ребенку развиваться и удобно подходить для всех членов семьи. Основные умения и навыки, составляющие программу «Маленьких ступенек», взяты из учебного плана Центра Маккуэри. Эти методики разработаны таким образом, чтобы у обучаемого можно было развить тот навык, в котором он нуждается.

После применения различных методик дети могут посещать государственные школы. Для них специально создается индивидуальная программа. В процессе ее реализации  у маленьких пациентов сокращается отставание в развитии от здоровых детей.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях:


Читайте еще:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.