Нейропсихологическая коррекция направлена на то, чтобы догнать отставание в развитии высших функций психики при их дисфункциональности. Метод нейрокоррекции базируется на реструктуризации и компенсации нарушенного функционала мозговой деятельности ребенка с возможностью дальнейшего самостоятельного обучения и контроля за своим поведением.
Коррекционно-развивающие занятия могут повторяться с изменениями в некоторых упражнениях.
Коррекция-дома или в группе?
Даже самые лучшие упражнения нейрокоррекции на дому непросто проводить, так как они осложняются проблемами воспитательного характера. Поэтому в процессе работы с проблемой специалисты уделяют внимание родителям, их стилю воспитания. Важно понимать то, что происходит с психикой ребенка, какие меры и для чего нужно предпринимать, как правильно подойти к вопросу. Они должны отрабатываться как в микрогруппах, так и индивидуально до тех пор, пока не будет достигнут результат.
Программа занятий
Занятия проводятся по назначению нейропсихолога от одного до семи раз в неделю в течении 30-40 минут. Группа может состоять от 1 до 6 человек. Программа нейрокоррекции включает в себя два направления. Первое — улучшить общее развитие психики, памяти, внимания. Второе — предоставить помощь в формировании высших функций психики, если имеет место их повреждение.
Программа используется в следующих случаях:
- при нарушениях логопедического характера;
- наличии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) или заторможенности;
- при нарушении функций памяти, внимания, наличии импульсивности в поведении;
- задержке психического развития (ЗПР). Трудности в освоении письма, счета, чтения;
- при аутизме.
Коррекция проводится с детьми от 3 до 12 лет. Первые занятия и консультации желательно получить у специалиста.
Под конкретную проблему необходимо сформулировать план занятий, на основе индивидуальности психики ребенка.
Как работают упражнения
Нейрокоррекционные упражнения для детей выстраиваются на базе следующих принципов:
- деятельность мозга и психики осуществляется благодаря выстраиванию и изменению образов, представлений;
- структура и динамика образов зависит от локальности поражения ЦНС ребенка, его синдрома;
- упражнения для младших школьников на основе структуры выражаются в интуитивном достраивании неполного образа по количеству элементов;
- динамика — изменение количества элементов.
Перечисленные принципы указывают на то, что символ — поведенческая схема отражает деятельность головного мозга.
Упражнения для малышей до 7 лет основываются на движении глаз, ползании, сжимании-разжимании ручек и ножек. Детей до 6 лет нужно больше хвалить, даже если они ошибаются. Критические высказывания отбивают у малыша желание выполнять упражнения.
Оборудование
В игровом процессе принимают участие окружающие ребенка предметы. Будет не лишним следующее развивающее оборудование:
• скалодром;
• веревочная трасса;
• кубики;
• доска для нейрокоррекции и т.д.
План занятий:
- упражнение на дыхание – 2-3 минуты;
- проведение массажа или самомассажа – 3-4 минуты;
- упражнение на растяжку – 2-3 минуты;
- глазодвигательное упражнение – 2-3 минуты;
- телесное упражнение – 8- 10 минут;
- упражнение на устранение динамических, пространственных, соматогностических, тактильных, кинестетических дисфункций – 10- 12 минут;
- упражнение на развитие внимания, памяти, функций программирования и контроля –5-8 минут;
- коммуникативные и эмоциональные упражнения – 5-8 минут.
Примеры упражнений для дома
Классические упражнения:
1. «Берег речки». На пол кладут веревку, обозначающую границу берега. Ребенок стоит по одну сторону веревки, другая сторона — речка. Когда психолог произносит слово «речка» — ребенок перепрыгивает на другую сторону веревки. На слове «берег» перепрыгивает соответствующим образом. Сначала речка-берег чередуются, затем команды дают хаотичным образом.
2. «Человек-робот». Понадобится ассистент (родитель), который, по условиям задачи, разучился совершать обыденные действия. Ребенку предлагают руководить взрослым. Родитель в точности выполняет команды ребенка.
3. Другой вариант — ассистент (родитель) с завязанными глазами должен найти и взять предмет по инструкции ребенка.
4. «Шепот-крик». Придумывается знак или жест, обозначающий шепот и знак, указывающий на крик. Знаки показывают ребенку, который должен отреагировать — закричать или прошептать.
За границей для реабилитации особенных детей широко используют собакотерапию.